Клип «Prime» японского саксофониста Тамоаки Бабы –анимационный шедевр в технике стоп-моушн

Нас всегда привлекают проекты, в которых тактильные ощущения органично сочетаются со слуховыми, — работы, которые позволяют бумаге двигаться, говорить и, в редких случаях, даже петь. Последний музыкальный клип японского саксофониста Томоаки Бабы на трек «Prime» с его альбома «Electric Rider», вышедшего в 2024 году, является потрясающим примером такой магии. Эта анимация, полностью выполненное из бумаги, представляет собой сюрреалистическую визуальную одиссею, которая возвышает искусство аналогового повествования с помощью ритма, текстуры и воображения.

Тамоаки Баба – выпускник музыкального колледжа Беркли и опытный исполнитель, игравший бок о бок с такими джазовыми корифеями, как Теренс Бланшар и Терри Лайн Кэррингтон, не чужд импровизации. В своих работах он часто исследует границы между структурированной гармонией и экспрессивной свободой — чувственность, которая прекрасно отражается в анимации композиции «Prime». Сам трек наполнен энергией электронного джаза, создавая богатый звуковой ландшафт, который приглашает к визуальным экспериментам.

Дуэт художников, создавших анимацию в технике стоп-моушен

Художники Ходжи Цутия и Шотаро Китада – творческий дуэт, оживившие созданный из бумаги мир клипа «Prime». Несмотря на то, что они никогда не встречались лично с Бабой во время съемок проекта, это сотрудничество ощущается интуитивно — как визуальный джем-сейшн, разворачивающийся на сотнях кадров анимационной ленты. Цутия, известный своим кинематографическим подходом к съемке в режиме стоп-моушн, создал тщательно проработанные фоны и срежиссировал анимацию. Его сцены — пустые городские площади, тенистые переулки, одинокие посетители кафе — наполнены тихим напряжением и сверхъестественным реализмом. В атмосфере сюжета чувствуется, что-то, что в этом мире кажется немного неправильным, и в этом-то все и дело.

Томоаки Баба и его третий альбом Electric Rider. Фото: www.universal-music.co.jp

В эти сюрреалистические пейзажи Китада вставляет своих тщательно вылепленных бумажных персонажей. Жесткие, немного неловкие в движениях и полностью выполненные вручную, эти фигурки придают сюжету ощущение сказочной ностальгии. «Трехмерная бумага обладает уникальными физическими свойствами, — говорит Китада. — Её жесткость, хрупкость и однородная текстура могут создать сюрреалистическую или тревожную атмосферу, которую трудно воспроизвести в цифровом виде». Эти миниатюрные актеры оживляются с помощью тонких проволочных приспособлений, иногда в сочетании с живыми руками или инструментами, создавая иллюзию жизни в неодушевленной среде.

Трехмерная бумага обладает уникальными физическими свойствами. Ее жесткость, хрупкость и однородная текстура могут создать сюрреалистическую или тревожную атмосферу, которую трудно воспроизвести в цифровом виде.

Результат завораживает. В клипе Prime» разворачивается медленная, почти медитативная сцена: работник заправки пьет кофе, шериф патрулирует пустые дороги, двое друзей играют в шахматы на скамейке. По мере того, как музыка становится громче, странность нарастает. Предметы начинают давать сбои, люди исчезают, и бумажный мир начинает распадаться — или эволюционировать. Джазовая партитура и визуальный нарратив вступают в своего рода танец, импровизируя друг с другом, приближаясь к кульминации, которая кажется не только художественной, но и эмоциональной.

Для любителей бумаги, техники стоп-моушн и сторителлинга, выходящего за рамки привычного, «Prime» — это больше, чем музыкальное видео, это мастер-класс по мультидисциплинарному мастерству. Он показывает, как тактильный материал — бумага — может по-настоящему удивлять и вызывать отклик в наш цифровой век. Это напоминает нам о том, что инновации часто заключаются в том, чтобы старое снова стало новым, в текстуре вместо пикселей, в терпении вместо сокращений. И независимо от того, являетесь ли вы поклонником бумажной анимации, современного джаза или волшебства, которое случается, когда два креативных художника находят общий язык на разных континентах, «Prime» обязателен к посмотру. Каждой складкой, каждым срезом и каждой нотой он приглашает нас остановиться, присмотреться и прислушаться.