В 2024 году Музей дизайна Vitra в Вайль-на-Рейне представил первую в истории всеобъемлющую музейную выставку, посвященную бренду Nike, который сформировал мировую культуру дизайна и превратил спортивную одежду в символ инноваций, самобытности и амбиций. Выставка «Nike: форма следует за движением» представила беспрецедентный взгляд на историю дизайна крупнейшего в мире спортивного бренда. В дополнение к этой знаковой выставке был опубликован подробный и изысканно оформленный одноименный каталог, предлагающий глубокое погружение в эволюцию компании, философию дизайна и культурное влияние.
От вафельной подошвы до мировой сцены
Путь Nike начался в 1960-х годах с обуви ручной работы сооснователя компании Билла Бауэрмана, чья «вафельная подошва», стала символом инноваций в области спортивной формы. Выставка, которую курировал Гленн Адамсон по инициативе директора музея Матео Криса, была разделена на четыре тематических раздела: «Путь», «Воздух», «Ощущения» и «Отношения». В этих главах рассказывается о том, как компания Nike прошла путь от нишевой компании по производству обуви для бега до мирового лидера в области дизайна, чья продукция и эстетика повлияли не только на то, как мы двигаемся, но и на то, как мы видим самих себя.
С помощью представленных прототипов, оригинальных эскизов, винтажной рекламы и иммерсивных реконструкций дизайнерских лабораторий выставка показала, как Nike разрабатывает дизайн совместно со спортсменами, а не только для них. Это также показывает, как инновации компании, такие как подошва Air Sole, Flyknit и инициатива Move to Zero по устойчивому развитию, отражают более масштабные культурные сдвиги в отношении тела, самобытности и окружающей среды.
Выставка, которую курировал Гленн Адамсон по инициативе директора музея Матео Криса, была разделена на четыре тематических раздела: «Путь», «Воздух», «Ощущения» и «Отношения». В этих главах рассказывается о том, как компания Nike прошла путь от нишевой компании по производству обуви для бега до мирового лидера в области дизайна, чья продукция и эстетика повлияли не только на то, как мы двигаемся, но и на то, как мы видим самих себя.
Матео Крис, директор Музея дизайна Vitra, объясняет происхождение выставки следующим образом: «Мы давно хотели организовать выставку, посвященную дизайну и спорту. Когда мы начали переговоры с Nike, мы обнаружили их невероятный дизайнерский архив – сокровищницу, которая никогда ранее не была представлена на выставках. Это послужило толчком к появлению идеи. Эта выставка предоставляет уникальную возможность исследовать пересечение дизайна и спорта через призму одного бренда, используя богатую коллекцию невиданных ранее предметов». Гленн Адамсон, куратор выставки, развивает это видение: «Помимо разработки культовых продуктов, мы также исследуем социальный и исторический контекст, связанный с Nike. За последние 50 лет спорт оказал огромное влияние на то, как мы воспринимаем свое тело – не только в легкой атлетике или на поле, но и в формировании гендерных ролей. Наша выставка показывает, как Nike способствовала этим преобразованиям и превратилась из компании, ориентированной на производительность, в компанию, стремящуюся к разнообразию и инклюзивности. Изучение культуры дизайна Nike позволяет нам понять более широкий социальный контекст».
Каталог выставки, отражающий культуру дизайна Nike
Каталог «Nike: Form Follows Motion» — это гораздо больше, чем печатный путеводитель, поскольку он был разработан, чтобы дополнить масштаб и глубину выставки, став предметом коллекционирования для любителей книг и тактильного знакомства со вселенной Nike. Каталог издан Матео Крисом и Гленном Адамсоном и оформлен из студии Visual Fields. В книге, состоящей из 356 страниц, напечатанных в Германии, использована офсетная цветная печать. Внутренние страницы напечатаны на высококачественной дизайнерской бумаге без покрытия Munken Lynx плотностью 120 г/м2, известной своей превосходной читаемостью и тонкой текстурой.
В Россию коллекция Munken поставляется с ограничениями. Но в ассортименте Европапир есть аналог: линейка чистоцеллюлозных гладких премиальных бумага без покрытия повышенной пухлости SL GRAPHICA, которая по своим характеристикам не уступает европейским брендам.
Самой яркой особенностью книги является её обложка, изготовленная из переработанных морских водорослей компанией Notpla, специализирующейся на экологически чистых материалах. Каждая обложка издания уникальна, что придает каждому экземпляру особую тактильную и визуальную индивидуальность. На обложке, созданной компанией Streat, изображены четыре модели обуви Nike разных эпох — символическое представление о четырехчастной структуре книги и выставки. Это одновременно метафора движения сквозь время и визуальное исследование дизайнерской ДНК Nike.
Самой яркой особенностью книги является ее обложка, изготовленная из переработанных морских водорослей компанией Notpla, специализирующейся на экологически чистых материалах. Каждая обложка уникальна, что придает каждому экземпляру особую тактильную и визуальную индивидуальность.
Внутри книги представлен ряд инновационных элементов дизайна. На страницах с сокращениями представлены интервью с ключевыми фигурами в штаб-квартире Nike. Эти функции созданы для того, чтобы создать впечатление, что вы прогуливаетесь по залам Nike и подслушиваете разговоры, предлагая читателю поближе познакомиться с совместным и итеративным процессом проектирования, который подпитывает инновации Nike.
И выставка, и каталог стали настоящим праздником и откровением — это первое полное представление о том, как Nike изменила соотношение между спортом, формой и дизайном. Каталог сам по себе является выдающимся произведением дизайна. Благодаря экологичным материалам, инновационному дизайну и ранее публиковавшимся снимкам, он отражает суть творческого процесса и культурного влияния бренда Nike. Для всех, кто интересуется дизайном, спортом, модой или историей культуры, это издание — нечто большее, чем просто книга, — это тактильное и визуальное путешествие в мир инноваций и самовыражения культовой компании Nike.
© 2025 Vitra Design Museum / Foto: Dejan Jovanovic