«Архивирование настоящего». Издание о проблемах сохранения произведений современного искусства

Что значит сохранить настоящее? Какие произведения искусства мы можем и должны сохранить для будущих поколений? Какие структурные условия необходимы для того, чтобы сохранить старое и дать возможность появиться новому?

Эти вопросы лежали в основе книги «Архивирование настоящего» (оригинальное название: Die Archivierung der Gegenwart), публикации, разработанной как отражение и продолжение одноименной междисциплинарной конференции 2021 года. Конференция, организованная австрийской организацией Bundesimmobiliengesellschaft (BIG) в сотрудничестве с Венским университетом прикладных искусств, собрала экспертов из разных дисциплин для изучения сложностей сохранения произведений искусства в общественных местах. Книга отражает этот дискурс, расширяя его за счет подборки проницательных эссе и уникальной концепции дизайна, которая отражает темы многослойности, сохранения и перспективы.

Книга, сделанная из книг!

Разработанный венским дуэтом Катариной Шильдген и Полом Гассером, «Архивирование настоящего» — это нечто большее, чем документация, это объект, воплощающий идею архивной структуры. Издание состоит из пяти разделов, каждый из которых представлен в виде отдельного буклета, отличающегося по размеру, цвету и материалу, вложенного в большую книгу. Такая продуманная структура обеспечивает мгновенную ориентацию и визуальную ясность, как при открытии тщательно отобранного архива.

Типографика и вёрстка остаются неизменными, объединяя разнообразное содержание. Неровный передний край книги, где одни разделы выступают вперед, а другие отступают, подчеркивает её многослойный характер. На обложке приглушенные тона подчеркнуты неоново-оранжевыми полосками – графическим продолжением внутренней концепции, которая придает ощущение актуальности и живости бледной палитре.

Выбор материала является такой же частью повествования, как и сами слова

Каждая статья в публикации была тщательно отобрана, чтобы дополнить и усилить концептуальную и визуальную структуру книги. Двуязычный формат, включающий тексты как на немецком, так и на английском языках, разделён не только по языковому признаку, но и на двух разных листах бумаги пастельных тонов, что создает разную атмосферу и улучшает читабельность.

Чтобы различать языковые разделы и вызывать различные эмоциональные отклики, дизайнеры использовали бумагу IQ Color серого, зелёного и кремового цветов плотностью 120 г/м2. Эти нежные пастельные оттенки визуально ориентируют читателя и создают особое настроение для каждого раздела. Напротив, для придания изображениям большей яркости на фоне цветных страниц использовалась мелованная бумага Garda Matt Art плотностью 100 г/м2. Для художественного оформления книги была выбрана бумага Munken Lynx плотностью 80 г/м2 из-за его мягкой тактильной поверхности, располагающей к минутной паузе и размышлениям.

Суперобложка изготовлена из Twill – бумаги, рваное тиснение которой не только придаёт книге тактильные ощущения, но и визуально нарушает и взаимодействует с нанесенным под ней рисунком в полоску, подчеркивая многослойность и архивную эстетику книги.

Диалог между дисциплинами

В книге, занимающей 316 страниц, представлены работы таких выдающихся мыслителей, как Ханс-Петер Вайс, Корнелия Оффергельд, Катрина Петтер, Хенрик Оррье, Катрин Мелландер Бэкман, Ута Хасслер, Якоб Хельмут Дейбл, Линус Нойманн и Ханс Ульрих Рекк, которые внесли свой вклад в развитие науки. Их тексты отражают природу публичного искусства, его связь с пространством, памятью и обществом, а также механизмы, с помощью которых мы пытаемся зафиксировать или сохранить культурное присутствие.

Техническое исполнение книги соответствует её концептуальной ясности, создавая красивый многослойный объект, который привлекает как интеллектуальным наполнением, так и физическим взаимодействием. Независимо от того, являетесь ли вы художником или дизайнером, «Архивирование настоящего» предлагает захватывающий взгляд на то, как искусство в общественных местах оформляется, запоминается и переосмысливается.