Весёлые линии Жана Жюльена

Немногие иллюстраторы смогли преодолеть пропасть между бумажной страницей и физическим миром так, как сделал Жан Жюльен. Благодаря своим легко узнаваемым рисункам, выполненным черными линиями, и остроумному визуальному повествованию французский художник сделал международную карьеру, занимаясь иллюстрацией, инсталляцией и скульптурой, часто возвращаясь к своей первой любви – бумаге.

Жюльен родился в 1983 году в Шоле, Франция, и вырос в Нанте. С детства его окружали творческие люди. Мать работала в архитектуре, а отец – в киноиндустрии. После изучения графического дизайна в Кемпере он переехал в Лондон, чтобы поступить в Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина при Лондонском университете искусств. Там он усовершенствовал свой визуальный стиль и создал собственный узнаваемый юмористический графический почерк. «Экспериментирование – это то, что, по моему мнению, очень полезно… если вы продолжаете делать одно и то же, люди будут просить вас создавать только это», – объясняет Жюльен свой баланс между многогранностью и узнаваемостью.

Экспериментирование – это то, что, по моему мнению, очень полезно… если вы продолжаете делать одно и то же, люди будут просить вас создавать только это.

Жюльен рисует линию, которая затем оживает

Фирменная линия Жюльена, небрежная, но точная, остаётся основой его творчества. То, что начиналось как редакционная иллюстрация для The New Yorker, The New York Times и таких брендов, как Nike, Uniqlo и Colette, с тех пор превратилось в захватывающие миры, населённые его так называемыми «бумажными людьми».

Эти вырезанные фигуры, превышающие человеческий рост, появлялись в галереях и универмагах, от токийского музея Parco до парижского Le Bon Marché, где гигантские фигуры из синей бумаги карабкались по атриуму. Их плоская форма становится их очарованием — словно его рисунки из альбома перенеслись в реальный мир. «Мне очень нравится это ощущение, будто рисунок перебрался в наш мир», — объясняет сам Жюльен.

Бумага по-прежнему остаётся в центре творчества Жюльена, как поверхность и как скульптурный материал. Он ежедневно рисует простой кистью-ручкой («брашпен») в блокнотах из переработанной бумаги Muji, а затем сканирует и раскрашивает их в цифровом формате. Баланс аналого-цифровой техники делает его творчество спонтанным и тактильным. Его книга 2016 года «Это не книга» игриво исследует саму печатную форму — складывание, разрезание и размышления о том, чем может быть книга. «Меня начали сильно раздражать печатные работы, которые до этого существовали только в цифровом формате», — говорит он, описывая своё желание придать рисункам физическое присутствие.

Работы Жюльена, выполненные тушью на бумаге или в инсталляциях на картоне, излучают тепло, юмор и сочувствие. Его символ «Мир Парижу», спонтанно нарисованный после терактов 2015 года, показал, как простая линия кисти может передавать глубокие эмоции.

Творчество французского художника вновь напоминает нам о безграничном потенциале бумаги: как холста, концепции и связующего звена между людьми. Его игривые миры, по сути, приглашают взглянуть на повседневность по-новому — штрих за штрихом.