Анна Мосеева – графический и книжный дизайнер из Москвы, училась графическому дизайну в Университете искусств в Лондоне, в колледже Central Saint Martins. Сейчас живет и работает в Словении, где в 2018 году открыла небольшое издательство фотокниг Snowfox Works.
— Почему именно дизайн книги, есть ли особенности у современной книги?
— Меня привлекает книга как объект. Не только концептуальная сторона создания дизайн-идеи, но и работа по реализации этой идеи через материалы, формат, переплет, типографику и другие элементы. Современная книга не сильно отличается от предыдущих эпох. Сама по себе структура книги почти не менялась и тут сложно придумать что-то оригинальное, да это и ни к чему! Гораздо интереснее найти дизайн идею в уже существующих рамках формата! Иногда одна единственная деталь может стать основной. Цель дизайнера – не создать “свой” арт-объект и выразить себя, а построить мост для коммуникации между автором и аудиторией, найти идеальное обрамление для конкретного материала.
— Есть ли нюансы подбора материалов и технологий для издания?
— Для меня самый важный этап – это разработка дизайн-идеи, найти то, что будет коммуницировать заданную концепцию наилучшим образом. В книге все должно работать вместе, каждый элемент должен отвечать на вопрос – почему и зачем? – выбор бумаги, переплета, формата все должно отвечать общей идее. Поэтому не может быть каких-то заготовок, каждый проект начинается от идеи. Но, конечно, очень важно следить за тем, что происходит в мире бумаги, печати, материалов, чтобы понимать возможности, ведь сейчас огромный выбор и новые технологии позволяют создавать новые виды и свойства материалов. В рамках любого бюджета можно придумать что-то интересное!
— Анна, расскажите, пожалуйста, о некоторых проектах.
— В июле 2022 в нашем издательстве Snowfox Works вышла книга North Line, проект «Линия Севера», результат экспедиций фотографов Фёдора Телкова и Сергея Потеряева в северные регионы России. Основой дизайн идеи книги стала линия бескрайнего северного горизонта, на котором встречаются города, стойбища, деревни, “точки на карте”, где живут люди. Классическая твердая обложка продолжает панораму и заворачивается еще один раз вокруг книги, образуя подобие коробки, как бы разрастаясь дальше, чем привык видеть глаз. Этот горизонт образует ту ось, вокруг которой располагается текст, фотографии, топографические символы, обозначения на карте. Другой аспект, который я хотела передать через дизайн книги – идея хрупкости идентичности в процессе исторической трансформации. Поэтому переплет открытый, обнаженный, “беззащитный”. А красные нити отсылают как к мотиву травмы, так и к традиционным цветам северных народов, которые и держат всю эту хрупкую историю вместе. Также в этой книге много других не совсем очевидных деталей, которые внимательный зритель заметит позднее.
— Книга Phantom Pain фотографа Кати Демидовой была первым моим экспериментом как издателя. Для меня эта книга как стихотворение, небольшая, с очень интимной атмосферой. Идея фантомной боли от расставания с близким человеком, которая то проявляется, то исчезает подчеркнута в интересном способе высокой печати названия на обложке. Клише сделано под углом, так что текст как будто постепенно проступает на бумаге.
— Каталог работ скульптора Михаила Дронова. Главной идеей этой книги был контраст между “результатом” и “процессом” работы скульптора. Этот контраст как раз подчеркнут выбором материалов. Сторона “результата” выполнена в классической традиции, с тиснением золотой фольгой, тканевой обложкой, как у солидной монографии, а аспект “процесса” выполнен печатью ч/б, почти что на газетной бумаге, которая оборачивает книгу. На этом контрасте так же выстроен дизайн секций внутри книги, на двух разных материалах.