В мире бумажного искусства художник и дизайнер Марианна Эриксен Скотт-Хансен является первопроходцем. Её работы – яркие масштабные цветочные инсталляции – являются свидетельством ее творческого пути из мира моды в нетрадиционную и вызывающую благоговение форму искусства. Не имея формального образования в области бумажного искусства, Марианна самостоятельно освоила технику и глубоко укоренилась в датских традициях вырезания из бумаги, что сделало ее одной из самых новаторских фигур в этой области сегодня. В отличие от многих художников, которые придерживаются шаблонов или структурированных подходов, творческий процесс художницы полностью свободен. Этот интуитивный подход позволяет ей быть спонтанной и экспериментальной, работая с материалом глубоко личным и органичным способом. Свободная техника Марианны сделала ее первопроходцем в мире бумаги. Она отвергает традиционные методы, предпочитая изобретать свои собственные. «Мне не нравится использовать техники, которым я научилась у других. Я хочу изобретать свои техники», — объясняет она. Этот изобретательский дух подпитывает ее творчество и отличает от других художников по бумаге.
Я хотела поэкспериментировать и найти свой истинный источник творчества, свою самую чистую форму творческой радости.
Переход Марианны от текстиля к бумаге был постепенным, но вполне естественным. Техники, которые она освоила в моде, такие как драпировка, складывание и плетение, легко перешли в ее работу с бумагой. Салфеточная бумага с ее нежными и в то же время податливыми свойствами стала ее любимым материалом. Этот материал позволил ей исследовать свою любовь к природным формам и органическим процессам. Ее связь с бумагой также отражает ее желание работать с материалами, более близкими к природе, контрастируя с индустриальными элементами мира моды.
Творческая эволюция Марианны началась в индустрии моды и текстиля, где она работала и как дизайнер, и как фрилансер. Но, несмотря на успех, она стремилась к более личному и полноценному творчеству. Мода, с присущим ей массовым производством и синтетическими тканями, стала казаться ограничивающей. «Я хотела экспериментировать и найти свой истинный источник творчества, свою самую чистую форму творческой радости», — говорит она.
Продолжение традиций датского бумажного искусства, но с новым, современным оттенком
Страсть к вырезанию из бумаги связана с давними датскими традициями. Исторически сложилось так, что сельские общины Дании использовали этот вид искусства как форму художественного самовыражения, применяя подручные материалы – бумагу и краски. Эта традиция народного искусства, примером которой служат в том числе и знаменитые работы Ганса Христиана Андерсена (многие его поделки хранятся в музее города Оденсе), нашла глубокий отклик у Марианны. «Я хотела работать с материалами, которые ближе к природе», – размышляет дизайнер, продолжая многовековую датскую практику использования скромных материалов для создания красивых вещей. Её скульптуры, хотя и являются современными и авангардными, опираются на это богатое культурное наследие.
Один из самых поразительных аспектов работ Марианны — их масштаб. Ее инсталляции часто бывают монументальными, с массивными цветами, созданными из тысяч листов бумаги
Эти бумажные скульптуры, вдохновленные реальными цветами, такими как пионы и георгины, заполняют целые комнаты, практически взрываясь от пола до потолка. Текстурированная, скрученная и измятая бумага приобретает причудливые цветочные формы, с замысловатыми деталями пестиков и тычинок, вызывающими одновременно реализм и причудливость. Яркие цвета и узоры, которые она использует, добавляют элемент фантазии в ее творения, превращая любое пространство в пышный внутренний сад. Ее работы, часто заказываемые для выставок или громких инсталляций, бросают вызов зрительскому восприятию бумаги как простого, повседневного материала. В руках художницы бумага превращается в мощное средство, способное создавать иммерсивные среды в натуральную величину.
Сегодня Марианна продолжает расширять границы возможного с помощью бумаги. Ее работы служат напоминанием о красоте, которую можно создать из самых простых материалов, если руководствоваться страстью и непоколебимым стремлением к оригинальности. В ее руках бумага превращается не просто в искусство, а в опыт.