Совсем скоро мы подведем итоги Национального конкурса дизайна книги «Жар-книга». Авторы лучших работ получат свои заслуженные дипломы (присуждаемые одновременно издательству, дизайнеру и типографии). В рамках конкурса Европапир вручит свой традиционный спецприз «Сделано в России». Объявление результатов, награждение финалистов и лауреатов, а также выставка финалистов и ряд сопутствующих мероприятий будет проведено в Центре «Зотов» 2–5 октября 2025 года. А пока давайте посмотрим на интересные издания, выпущенные в Австрии.
Каталог «Жизнь вещей» (в оригинале «Das Leben der Dinge») сопровождает выставку «Жизнь вещей: разграбленное – перемещенное – спасённое», представленную Художественным музеем Лентос (Линц, Австрия) в курортном городке Бад-Ишль (Зальцкаммергут, Верхняя Австрия) в рамках выставки «Культурная столица Европы – Бад-Ишль, Зальцкаммергут 2024» (the European Capital of Culture Bad Ischl Salzkammergut 2024). Выставка представляет современные взгляды на судьбу произведений искусства и артефактов в контексте разграбления, вывоза и реституции, исследуя вопросы памяти, справедливости и культурной идентичности.
Систематическая кража произведений искусства – явление, известное с глубокой древности. Помимо того, что это была стратегия передачи ценностей, она также служила средством легитимации культурного господства. Тем не менее, в глазах общественности внимание часто привлекают только эффектные экспонаты, которые имеют высокую денежную ценность. Выставка намеренно смещает акценты. Это подчеркивает нематериальную ценность предметов, истории и воспоминания, заложенные в них, а также достоинство как самих артефактов, так и обществ, утративших эти формирующие идентичность вещи.
Спектр представленных работ достаточно широк: от исследований колониальных грабежей и сомнительных методов коллекционирования до организованных государством краж произведений искусства и экспроприации в Третьем рейхе, а также культурного геноцида, осуществляемого путем уничтожения сокровищ. Деятели искусств дают толчок к разработке новых стратегий, заставляя музеи и коллекции выбирать между реституцией и сохранением нашего общего культурного наследия.
Каталог «Жизнь вещей» выходит за рамки простого документирования выставки, поскольку воплощает кураторский замысел благодаря выбору бумаги и продуманному дизайну
Каталог был создан Катариной Шильдген и Полом Гассером, парой дизайнеров, которые работают вместе с 2011 года. В своей практике творческий дуэт часто использует книги и бумагу в качестве основных носителей информации, сплетая воедино материальность, концепцию и повествование. Ранее мы уже показывали их работы в серии «Архивирование настоящего», которая также продемонстрировала их чувствительность к тактильным и структурным возможностям бумаги.
Шильдген и Гассер описывают дизайн этого небольшого издания следующим образом. «Каталог составлен с использованием восьми совершенно разных видов бумаги. Изображения напечатаны на укороченной суперглянцевой бумаге с металлизированной обратной стороной. Коричневый металлик и шероховатая бумага бежевого и кремового оттенков контрастируют с неоново-жёлтым разворотом, чёрным или металлизированным коричневым шрифтом. Блоки напечатаны пятицветным офсетным способом и соединены холодной склейкой для максимальной долговечности переплёта».
Мы хотели создать каталог, который ощущался бы живым, ярким и сверкающим. Обложка из бумаги Remake Carapace Oyster с её прекрасной тактильной поверхностью придаёт изданию снаружи очень своеобразный, живой вид и дополняет простую двухцветную чёрно-металлическую графику глубиной и текстурой.
Таким образом, разнообразие материалов создаёт яркие, тактильные ощущения при чтении, отражая многослойные и сложные истории, рассказанные внутри. Особое внимание было уделено балансу прочности и сенсорики. Как объясняют Шильдген и Гассер: «Мы хотели создать каталог, который ощущался бы живым, ярким и сверкающим. Обложка из бумаги Remake Carapace Oyster с её прекрасной тактильной поверхностью придаёт изданию снаружи очень своеобразный, живой вид и дополняет простую двухцветную чёрно-металлическую графику глубиной и текстурой. Внутренняя бумага используется для структурирования и разделения содержимого, делая эти различия заметными с первого взгляда». В качестве материала используются Munken Pure Rough 90 г/м², IQ Color Neon Yellow 80 г/м², Bindakote white 80 г/м², Esprit de Nature ocre 110 г/м², а также Color STYLE Recycling Tobacco 120 г/м² и Crush Lavender 120 г/м² (данные коллекции не поставляются в Россию).
Продуманный подбор бумаг не только отражает, но и дополняет повествование о жизни вещей, превращая каталог в объект, который «кажется живым» в руках читателя
Для тех, кто интересуется пересечением дизайна, истории и материального повествования, каталог «Жизнь вещей» станет прекрасным дополнением к выставке, а также тщательно созданным изданием, несущим собственное послание.