Даниэла Олейникова – иллюстратор и графический дизайнер из Словакии. Незаметно для себя она стала лидером в области современного визуального повествования. Мастер создания ярких текстур и многослойных рисунков, Олейникова стирает границу между традициями аналоговой печати и цифровым дизайном, создавая работы, которые заставят вас остановиться, исследовать и пофантазировать.
Свой творческий путь Даниэла Олейникова начала в средней школе с математическим уклоном, а потом была Академия изящных искусств в Братиславе, где она впервые занялась живописью. По словам Олейниковой, преподаватели назвали её работу «слишком иллюстративной», что побудило её к смелому шагу. «Я перешла на иллюстрацию к профессору Душану Каллаю… и сразу почувствовала себя как дома», – объясняет Даниэла. Её первым иллюстрированным проектом стал «Соловей» Андерсена, переработанный в современном Китае. Этот проект, представленный на ярмарке детской книги в Болонье, открыл дорогу для заказов, особенно из детских издательств.
Изящная и игривая, живописная и наглядная
Стиль Даниэлы Олейниковой характеризуется продуманным сочетанием фактур, яркой палитрой и несовершенством в аналоговом стиле. Хотя иллюстратор работает в цифровом формате, она опирается на наследие линогравюры и трафаретной печати. Как она поясняет, «Я очарована несовершенством: растрами, наложением слоев, изменением цвета. Цифровые инструменты имитируют это, но я продвигаюсь дальше, создавая новые визуальные эффекты аналогового происхождения».
Я очарована несовершенством: растрами, наложением слоев, изменением цвета. Цифровые инструменты имитируют это, но я продвигаюсь дальше, создавая новые визуальные эффекты аналогового происхождения.
Олейникова часто начинает с нарисованных от руки текстур, затем оцифровывает и размножает их, иногда накладывая собственные ограничения, например, используя только цвета Pantone, чтобы имитировать поведение реальных процессов печати. «Это захватывающе, потому что иллюстрации приобретают свой окончательный вид только после печати на бумаге», – отмечает она.
В поддержку достоверности повествования. Олейникова рассматривает не только детей, но и взрослых, как разумных участников и потребителей своих работ
Хотя Олейникова больше известна своими книжными иллюстрациями, её творчество не ограничивается молодежной аудиторией. Она иллюстрировала глубоко трогательные работы, такие как «Побег» (совместно с Мареком Вадасом) о детях-мигрантах, и необычные энциклопедии, такие как «Verminarium», в которых представлены существа, созданные в стилистике линогравюры. О работе с детскими темами она говорит так: «Я верю в то, что нужно давать простор детскому воображению. Не стоит недооценивать читателя и слишком много объяснять».
Её интерпретации тяжелых тем наполнены надеждой, будь то в палитре или в тонкостях композиций, которые она также иллюстрирует и для взрослой аудитории. В сотрудничестве со словацкой инициативной группой по сохранению промышленного наследия Čierne diery («Чёрные дыры») она создала плакаты, иллюстрации и книги, документирующие исчезающие архитектурные объекты Словакии. Портфолио Даниэлы Олейниковой охватывает культурный, корпоративный и экологический контексты, от мозаики с изображением Президентского дворца до плакатов Чешской филармонии – всё это демонстрирует её фирменную многослойность и визуальный нарратив – она сочетает аналоговую чувствительность с цифровой точностью, подкрепленной свежим визуальным повествованием.
Myco. Полное описание мира грибов. Автор: Иржи Дворжак. Графический дизайн и типографика: Пало Балик. Иллюстрации: Даниэла Олейникова. Издательство Baobab
Иллюстрация для Канцелярии президента Словацкой Республики. Пазл, фигурки и игра — в одном наборе. Концепция и дизайн: BRAVO, Катарина и Кароль Тарновски. Иллюстрация: Даниэла Олейникова, фото: Мартин Липтак.
Verminarium / Hávedník
Побег. Автор: Марек Вадас, издательство: BRAK, 2016